Фестиваль в Старой Ладоге

27-28 июня в Старой Ладоге прошел седьмой Международный военно-исторический фестиваль,
посвященный эпохе раннего средневековья, в котором участвовали шесть исторических клубов из Москвы, Санкт-Петербурга, Череповца и Павловска. В этом году из-за кризиса проведение фестиваля до последнего момента оставалось под вопросом. Праздник прошел не столь масштабно как раньше, однако и в этот раз гостям было что посмотреть.
В эти выходные в Старой Ладоге царило оживление. Напротив крепости стояли красивые автобусы и множество самых разных машин. На лужайке шла торговля сувенирами и вкусным фирменным квасом. А по дороге, по направлению к главной башне крепости бодро маршировали бородатые дружинники, вооруженные, как это и полагалось тысячелетие тому назад, копьями и деревянными щитами.
Впрочем, не все участники избрали сухопутный способ передвижения. Ребята из питерского клуба «Ульфгард», которые занимаются исторической реконструкцией дружины варяжских воинов, состоявших на службе у новгородского князя, пришли по Волхову на ладьях. Из Новгорода, где проходил Международный форум «ХХIХ Ганзейские дни Нового времени», викинги добирались четверо суток. Причем, в походе все было по-настоящему. Ели то же, что и в то далекое время: кашу с медом и рыбу, которую ловили сетями, и даже огонь для костра высекали при помощи кремня. Спали тут же в ладьях, каждые два часа меняя гребцов.
- Испытав все тяготы похода, начинаешь понимать, почему в те времена были так развиты законы гостеприимства, - говорит руководитель варяжской дружины Сергей Кашин-Свешников.
На территории крепости все так, словно на машине времени перемещаешься на тысячелетие назад. В ее северной части в палатках разместился лагерь, тут же на траве спал усталый воин. Неподалеку под березой, поблескивая кольчугами, расположились ратники. Некоторые, взяв топорики и мечи, мерились силой. Другие пили квас, причем, как это и было принято у древних воинов, из настоящего рога. Женщины, одетые в длинные льняные платья, выглядели не менее экзотично. Многие для удобства ходили босиком, а одна девушка украсила голову венком из полевых цветов. Народные умельцы торговали сувенирами, сделанными под старину монетами и украшениями. Пожаловавшим на фестиваль гостям тоже было, чем удивить собравшихся. Всеобщее внимание привлек филин, сидящий на руке у хозяйки, участницы клуба любителей хищных птиц «Финист» из Санкт-Петербурга.
Участники фестиваля оказались людьми общительными и с удовольствием отвечали на все вопросы, которые задавали им любопытные гости.
Я подошла побеседовать с девушкой, которая, сидя на скамейке, вязала носки. Оказалась, что эта игольная вязка – реконструкция находки девятого-десятого века из английского города Йорк. Именно такие серые носочки, какие вязала из овечьей шерсти Ксения, носили в те далекие годы в Англии. Ксения также рассказала и о своей одежде. Льняную паневу, прообраз современной юбки, и кожаные ботинки, аналог найденных во время археологических раскопок в юго-восточном Приладожье, она сшила сама. Ее голову украшали височные оловянные кольца и сделанное из бересты и обтянутое льном очелье, которое носили незамужние девушки. Стеклянные бусы – также реконструкция археологических находок, проводившихся на территории Новгорода и Старой Ладоги.
Воинские доспехи участникам клубов обходятся дорого. Молодой человек, носящий историческое имя Харольд, признался, что за три года своего увлечения он в общей сложности истратил на свою одежду не менее двух с половиной тысяч евро. Зато он щеголяет в рубахе из натуральной свиной кожи и в граверной кольчуге, которая называется ламиляр. Впрочем, и во времена раннего средневековья доспехи обходилась воинам в копеечку. Кольчугу мог позволить себе только состоятельный воин, а во время битвы пользовались в основном топориком, меч имел далеко не каждый. Поэтому погибшие подвергались мародерству, и все имевшее какую-то ценность тут же переходило к уцелевшим в бою товарищам.
Участники фестиваля приготовили интересную театрализованную программу, за которой многие зрители наблюдали прямо со стен крепости. Воины показали умение владеть мечом, копьем и топориком, а также продемонстрировали приемы средневекового боя: разбивание строя клином и другие. Попробовать силы в рукопашном бою смогли также и зрители, причем не только мужчины, но и представительницы слабого пола. Отважная женщина со щитом в руках, бросившаяся на стену воинов, легко разбила их строй, повалив противников наземь. Зрители также поучаствовали в народных варяжских забавах: в перетягивании каната, стрельбе из лука и в метании копья. Опытные воины учили новичков, как правильно метать копье и держать тетиву и стрелы.
Кульминацией праздника стала высадка викингов у стен крепости. Как и сотни лет назад, посланцы Одина подплыли на ладье по реке Ладожке и вступили в бой с немногочисленными защитниками крепости. Легко разбив их, разбойники захватили в плен женщин. На помощь подоспели ратники, и на берегу снова завязалась битва. Уцелевшие викинги сели в ладью, а их предводитель, видимо потеряв бдительность, стал осыпать шутливыми ругательствами нерешавшихся зайти в воду противников. Развязка наступила неожиданно скоро. Одна из плененных женщин схватила его сзади. Стоявшие на берегу ратники тут же бросились на помощь, и, добив противника, освободили пленниц.
А закончилось праздничное шоу выступлением фольклорных групп из Санкт-Петербурга.
по материалам газеты "Провинция"